Примерно с 5—6 лет родители начинают иногда оставлять ребенка одного дома. Нужно заранее приучать ребенка к самостоятельности и самообслуживанию, умению обходиться без вашей помощи в бытовых вопросах. Для тренировки, находясь дома, создавайте видимость вашего отсутствия: в отдельных комнатах вы занимаетесь своими делами, ребенок — своими.

Давайте ребенку поручения, которые он должен выполнить сам, полагаясь на личные знания и опыт.

Чтобы было не так страшно оставить ребенка одного дома, неоднократно проработайте с ним, как действовать, если ему что-либо понадобится, а также всевозможные экстремальные ситуации: пожар, утечка газа, прорыв водопровода, опасность поражения электротоком, просьбы незнакомого человека впустить его в квартиру.

Ребенок должен знать, как правильно вести себя в экстренных случаях. Периодически проверяйте его, спрашивая: «Что ты будешь делать, если…?» К примеру, если загорится электроприбор, ребенок должен помнить, что его нужно, прежде всего, обесточить, вынув вилку из розетки (если можно к ней подобраться) или отключив автоматический выключатель около электросчетчика. Нельзя тушить электроприбор водой во избежание взрыва, его необходимо накрыть чем-то плотным — одеялом, пальто, чтобы прекратить доступ воздуха.

Если не удалось потушить возгорание, нужно закрыть дверь комнаты, в которой распространяется пожар, закрыть щель между дверью и полом тряпками, полотенцем, лучше мокрыми. Ребенок должен знать, как нужно тушить огонь, как защитить органы дыхания от удушающего дыма, как пройти через горящее помещение, как можно эвакуироваться из жилища при пожаре, если доступ к входной двери невозможен. Сколько случаев, когда детям, живущим в частном доме, не приходило в голову спастись от огня, открыв окно и выскочив через него на улицу. Родители не нашли времени объяснить, сделав детей беззащитными перед опасностью.

Выучите с ребенком наизусть номера телефонов родителей, короткие номера телефонов экстренных служб, адрес, код на подъездном замке. Обязательно продублируйте эту информацию, повесив список возле стационарного телефона или на видном месте. Оставьте малышу мобильный телефон, введите в него номера родителей, близких родственников, вызывающих доверие соседей и знакомых, экстренных служб.

Каждая внештатная ситуация содержит массу нюансов, которые надо знать и родителям, и детям. Постарайтесь предупредить хоть часть опасностей: уходя из дома, перекройте газ, спрячьте все, с помощью чего ребенок мог бы развести огонь, закройте окна, оставьте пищу, которую не нужно разогревать. Четко доведите до сознания ребенка все «нельзя», убедитесь, что он их понял и представляет, какими неприятностями ему грозит несоблюдение правил.

Родители часто закрывают дверь на ключи, не оставляя ребенку второй комплект. А если случится пожар, ведь может загореться электропроводка из-за скачка напряжения, произойти короткое замыкание в электроприборе? Как ребенок спасется из закрытой квартиры? Лучше оставить ребенку запасные ключи, потренировавшись ими пользоваться. Для защиты от взломщиков на двери нужно установить надежный засов, пусть ребенок запирает дверь еще и на него. Хорошо, когда ручка засова завинчивающаяся: она препятствует его отпиранию с наружной стороны двери.

Ребенок должен твердо усвоить, что открывать дверь нельзя никому, чтобы ему ни говорили: «Спасите, за мной гонится преступник», «Возьмите телеграмму (посылку)», «Это я, дядя Славик, принес папе вещь, которую он просил, открой», «Я ваш сосед снизу, вы заливаете мою квартиру, открой, посмотрим, где у вас трубы протекают», «Я из ЖЭКа (горгаза)», «Дайте воды (лекарство). Человеку плохо!» и т. п. Если придут друзья ребенка, пусть не открывает им, а договорится о встрече на другое время. Даже если придет родственник, прикажите ребенку не впускать его, пока не согласует это с вами в телефонном режиме. Ребенку не стоит признаваться, что он один дома, когда звонят в дверь или по телефону: «Мама занята (спит, купается), обратитесь позже». Кто бы ни просился в квартиру, ребенок должен сразу же перезвонить родителям и поставить их в известность.

Можете условиться с ребенком, чтобы он вообще не подходил к входной двери, если кто-то звонит, стучится, кричит. Когда вы возвратитесь и будете стоять перед дверью в квартиру, позвоните ему на мобильный телефон, пусть ребенок посмотрит в глазок и убедится, что это действительно вы. Около двери должен стоять устойчивый табурет, чтобы ребенок мог дотянуться до глазка.

Если вы договорились о визите родственника на время вашего отсутствия в квартире, пусть он тоже позвонит по мобильному, предупредит, что пришел, а ребенок посмотрит в глазок. При плохой видимости или сомнениях нужно задать визитеру вопрос, на который он должен знать ответ, попросить его посмотреть на глазок. Подавайте ребенку пример безопасного поведения: сами перед тем, как открыть входную дверь, всегда смотрите в глазок и спрашивайте: «Кто там?»

Если ребенку из-за двери говорят: «Выходите из квартиры — пожар!», ему нужно посмотреть в глазок и оценить ситуацию: выходят ли из квартир соседи, есть ли в подъезде пожарные, виден ли дым или ощущается его запах. Потом пусть позвонит вам и согласует дальнейшие действия.

Если ребенок услышит, что взламывают дверь, он должен вызвать полицию, позвонить кому-то из родителей. Пока полиция не прибыла, можно открыть окно или балкон и попытаться привлечь внимание прохожих криками: «Помогите!» или «Пожар!» и попросить о помощи. Если этаж высокий и нельзя выбраться через окно, нужно запереться в ванной или кладовке, чтобы продержаться до приезда полиции. Дверь в такое помещение должна быть оснащена замком. Научите ребенка средствам и приемам самообороны и объясните, что нужно защищать свою жизнь, а не ценности.

Учите ребенка, чтобы он не паниковал в случае опасности, а направлял силы на поиск разрешения проблемы. Воспитывайте вашего ребенка осторожным, внимательным, рассудительным, уверенным в себе, умеющим принимать решения и действовать в любых жизненных ситуациях.

Обращаю внимание на то, что дошкольники должны гулять на улице в сопровождении взрослых. Дошколята наивны и доверчивы, легко поддаются чужому влиянию. Детям в этом возрасте пора объяснить опасность, которая может исходить от посторонних людей.

Ребенок должен знать правила поведения с незнакомыми людьми: не вступать в разговор, не принимать подарки, не садиться в машину, не входить с незнакомцем в подъезд, лифт, никому не открывать дверь в квартиру и т. п. Более подробный разговор о разъяснении ребенку опасности, исходящей от других людей, состоится в следующей главе. Обучайте ребенка правилам дорожного движения, правилам поведения в опасных ситуациях, которые могут произойти в общественных местах.

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *